Термин "информационная культура" в отечественных публикациях впервые появился в 1970-х гг. Инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой .

Возникнув в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.

В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения можно выделить информационную культуру:

  • общества;
  • отдельных категорий потребителей информации;
  • личности.

Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в нем. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи.

Существует три принципиальные причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.

Во-первых, она становится все более важной частью общей организационной культуры. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на удовлетворение ожиданий потребителя, а для этого нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.

Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но само по себе создание такой сети не гарантирует разумное и эффективное использование информации.

В-третьих, информационная культура различна для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп, что означает различие подходов к процессам сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому корпоративная информационная культура важна для выработки единой стратегии управления.

Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры (рис. 7.1).

Понятие "информационная культура" включает очень многие составляющие:

  • культуру поиска новой информации;
  • культуру чтения и восприятия информации;
  • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);
  • понимание важности межличностного профессионального общения в любом виде деятельности;
  • стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
  • воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям;

Рис. 7.1.

  • готовности не только получать, но и отдавать знания;
  • умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
  • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности целевой аудитории;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

В 1990-х гг. в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. В 2002 г. в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.

В соответствии с этим стандартом под информационной грамотностью понимается "наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов" .

В популярной и специализированной литературе широко используется ряд родственных информационной грамотности понятий, среди которых "компьютерная грамотность" (Computer Literacy), медиаграмотность (Media Literacy) и "информационная компетентность" (Information Competence).

Сопоставление понятий "информационная грамотность" и "информационная культура" свидетельствует об их значительном сходстве. Оба они характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.

Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

Различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры и международной концепцией информационной грамотности в целом не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования.

  • Войханская К. М., Смирнова Б. А. Библиотекари и читатели об информационной культуре. М.: Библиотека и информация, 1974.
  • ИФЛА – Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений.
  • См.: ifap.m/projectsinfolit.htm. Режим доступа – свободный.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин


Аннотация
В статье рассматривается информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования.

INFORMATION CULTURE AS A CRITERION FOR INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS OF REFORMING

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces"
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education


Abstract
In the article the information culture as a criterion for Informatization of higher education in modern conditions of reform.

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс]..03.2019).

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века.

Понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной академии информатизации существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу «Основы информационной культуры». Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. Она состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение. В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

а) коммуникативной (культуры общения);

б) лексической (языковой, культуры письматации);

в) книжной;

г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);

д) информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);

е)информационно-правовой;

ж) мировоззренческой и нравственной.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов. Будучи связанными с профессионализацией, виды информационной культуры оттеняют степень компетентности пользователей информации. Отсюда логично вытекают следующие ее виды:

1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);

2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);

3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.).

Таким образом, информационная культура – слагаемая культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности.

Формирование информационной культуры личности как составляющей части общей культуры рассматривается в различных плоскостях – мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной, технологической, др.

В мировоззренческой плоскости информационная культура развивается путем осознания закономерностей распространения информации в обществе, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Формирование информационной культуры в морально-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработку у личности культуры производства и потребления информации.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию.

В концентрированном виде проблематика информационной культуры как комплексного научного направления стала обозначаться лишь в 70–80-е годы XX века в связи с тенденциями технологизации общества, с внедрением и использованием компьютерных средств связи во все сферы жизнедеятельности. Эти разработки подготовили почву для выделения проблематики информационной культуры, позволили сформулировать базовые концепции, подходы, основные положения, терминологию.

Хотя первая работа, в которой упоминается термин «информационная культура», была опубликована в 1974 г., приоритет разработки ее научной проблематики следует отдать ученым Новосибирска, где были выпущены монография «Информация и прогресс» и сборник научных трудов «Информатика и культура».

Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».

Н.Б. Зиновьева определяет понятие «информационная культура» через категорию «вид культуры». Анализируя объем понятия «информационная культура», она пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий».

А.А. Витухновская характеризует это понятие как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей» И.Г. Хангельдиева определяет ее как качественную характеристику жизнедеятель­ности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, в ко­торой приоритетными являются общечелове­ческие духовные ценности.

Согласно мнению Е. А. Медведевой, «ин­формационная культура – это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентиро­ваться в информационном пространстве, уча­ствовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».

Информационную культуру в соответствии с этим можно определить на высшем уровне как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Такой подход позволяет квалифицировать информацию как «социокультурный продукт», «общечеловеческую культурную ценность», «форму функционирования ценностей культуры». Как справедливо отмечает В.Е. Леончиков,«информационная культура является как бы «сквозным аспектом», характерным для всех этнотерриториальных, социальных и глобальных типов культур, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.».

Степень научной разработанности проблемы определяет наличие множества исследований в этой области со стороны отечественных и зарубежных ученых. Проблемы информации, информатизации, информационной культуры активно разрабатываются на протяжении полувека как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали такие ученые, как Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсули др.

Особенно активно в течение последних десятилетий велась разработка проблем, связанных с феноменом информационной культуры с позиций философского, педагогического, психологического и других подходов. Различные аспекты этой проблемы разрабатывали. О.В. Артюшкин,А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина,А.А. Гречихин,М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк,Н.А. Федотов и др.

При этом два основных подхода, в рамках которых преимущественно ведется рассмотрение понятия «информационная культура», основаны либо на информационных ориентациях, либо на культурологических. В рамках первого подхода преобладающее внимание сосредоточено на характеристиках, отражающих возможности индивида в области работы с информацией (поиском, отбором, систематизацией, анализом), наличие у него знаний, умений, навыков, связанных со структурой и содержанием информационных практик. Этот узкоориентированный подход представлен в работах Г.Г. Воробьева, Л.В. Гугля,К.Т. Аудриной, Л.В. Нургалеевой, Г.Б. Паршуковой, А.А. Парахина и др. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.

При использовании культурологического подхода понятие «информационная культура», с точки зрения его содержания и контекста рассмотрения, существенно расширяется, информационная культура представляется как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве общества, как важная составляющая культуры человека и человечества. В работах И.Г. Белоглазкиной, А.А. Витухновской,Н.Б. Зиновьевой, В.Е. Леончикова, Э.П. Семенюка информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности

Именно в рамках этого подхода развивается понятие информации как социокультурного продукта, как «общечеловеческой культурной ценности», как «форма функционирования ценностей культуры». Как утверждают в своих работах С.Б. Бураго, В.Н. Васин, С.В. Смирнов, информационная культура является внутренне необходимым компонентом духовной и материальной подсистем культуры.

Особое внимание в последние годы все больше уделяется проблемам развития информационной культуры в контексте высшего образования. Профилированное знание о формировании информационной культуры в системе высшего профессионального образования раскрыто в трудахН.И. Гендиной, А.Г. Гука, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др. Социально-педагогические и психологические аспекты процесса формирования важнейших компонентов информационной культуры в образовательном контексте – как в личностном, так и в специально-профессиональном отношениях – поднимаются в работах М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной и др.

Данные работы носят преимущественно педагогический характер, акцентируя внимание на анализе содержания и организации учебного процесса для формирования информационной культуры, на роли разных учебных дисциплин.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному повышению личных профессиональных качеств путем изучения и применения новых знаний, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная компетентность специалистов предполагает их способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач.

Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способностьориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует модернизации существующей системы высшего образования.

Несмотря на стремительность развития процесса информатизации, одной из главных причин отставания образовательной системы от достижений технического прогресса являетсянедостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов высшей школы. В формировании информационной культуры студентов преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Проблема формирования информационной культуры личности зачастую сводится к задаче курса информатики, не распространяясь на другие дисциплины, особенно гуманитарные, поэтому целостность процесса формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста отсутствует. Но процесс развития информационной культуры не прекращается с выпуском их из учебного заведения, не ограничивается рамками системы повышения квалификации, он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионалана протяжении всей его многолетней деятельности. И это связано с все возрастающим потенциалом информационных ресурсов.

Б ольшое значение в формировании информационной культуры имеют компьютерные технологии как прогрессивный метод обучения. Информационная культура – это проникновение в суть процессов обработки информации, предполагающий умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

- интеллектуально-познавательные , дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

- мотивационные ,характеризующиемотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

- эмоционально- волевые , определяющие результативность информационной деятельности;

- коммуникативные , характеризующие нормы общения и обмена информацией.

Понятие информационная культура имеет сложную структуру, включающую множество компонентов в зависимости от профессиональной ориентации специалистов.

В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента:

Когнитивный (знания и умения);

Эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

Действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Рассмотрим компоненты информационной культуры личности. Само понятие «информационная культура» подразумевает в первую очередь умение находить и обрабатывать новую информацию с дальнейшей прикладной перспективой, а также тот факт, что средством в достижении указанной цели выступает технология мультимедиа, применяемая в образовательном процессе вуза и педагогом, и обучаемыми, мы предлагаем рассмотреть первым когнитивный компонент информационной культуры.

Таблица 1 – Компоненты информационной культуры

Компоненты информационной культуры личности

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Действенно-практический

1 Компьютерная грамот­ность

2 Навыки обраще­ния с информацией:

Умение орга­низовать по­иск информа­ции;

Умение рабо­тать с ото­бранной инфор­мацией: структурировать, система­тизировать, обобщать;

Умение ис­пользовать ин­формацию в коммуника­ции

2 Мотивы обраще­ния к различным источни­кам информации

3 Предпочтитель­ность ка­налов получения необхо­димой информации

4 Самооценка сте­пени удовлетворения ин­форма­ционных потребно­стей

5 Отношение к ком­пью­терным технологиям

1 Способы поиска и ка­налы получения не­об­ходимой информации

2 Интенсивность обра­щения к различным ис­точникам информа­ции

3 Применение по­лучен­ной информации в раз­личных сферах своей деятельности

4 Степеньвклю­ченно­сти в Интернет-сообще­ство

5 Формы деятель­ности в Интернет

Рассматривая когнитивный компонент информационной культуры, мы выделяем его первый критерий – компьютерную грамотность .Без овладения компьютерной грамотностью невозможно осуществление процесса поиска и обработки информации в современной обстановке глобальной информатизации общества и образования.

Компьютерная грамотность – это динамическая характеристика личности, отличительными чертами которой являются: владение определенной системой компьютерных знаний, умений и навыков,обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении учебных и личных задач, наличие творческого подхода к компьютерной деятельности.

Объективная оценка уровня сформированности компьютерной грамотности возможна по следующим показателям:

Ценностному отношению к компьютерной деятельности (соотношению общественной и личностной значимости компьютерной деятельности, проявлению познавательной и прикладной активности);

Теоретико-технологической компьютерной подготовке (алгоритмическому мышлению, теоретическим знаниям в области информатики);

Реализации творческих способностей (направленности на эвристическую деятельность, проявлению нестандартных подходов к решению стандартных задач).

Эффективность формирования этого параметра возможна при реализации ряда условий: наличии стремления обучаемых к повышению уровня компьютерной грамотности; актуализации полученных компьютерных знаний, умений, навыков; привлечении компьютерных технологий для различных форм образовательной деятельности (лекций, практических занятий, самостоятельной работы); реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и обучаемых в ходе компьютерной подготовки; включении инновационных и творческих элементов в процесс овладения компьютерными технологиями.

Развитая компьютерная грамотность приобретает социально-значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что, в целом, свидетельствует о развитии общей культуры человека, о совершенствовании его личностных и профессиональных качеств.

Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации (вторым критерием – навыками обращения с информацией ), субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно. Но знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон социальной жизни. Культура обращения с информацией подразумевает:

Культуру поиска информации (знание информационных ресурсов,
номенклатуры информационных услуг, предлагаемых библиотеками и
органамиНТИ,информационнымиизданиямиисправочными
системами; владение алгоритмами индивидуального поиска и так далее);

Культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантностиинформации,владениеэлементамианалитико-синтетической переработки информации и так далее);

Культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе.Основы электронной обработки информации осуществляются преимущественно через изучение информатики, не прослеживая необходимой связи с другими дисциплинами.

Показателями сформированностии названного критерия являются способность студентов к информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной информацией, овладение рациональными приемами самостоятельного поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Такая деятельность может осуществляться через электронные ресурсы учебной библиотеки ввтуза, Интернет.

Пристального внимания требует навык систематизации информации, то есть сведения разрозненных сведений в некую непротиворечивую схему. Систематизацию накопленной информации каждый субъект осуществляет самостоятельно, исходя из следующих соображений:

Объема накопленной информации (как известно, большой объем требует более сложных систем классификации, для меньшего объема достаточно простой, даже примитивной схемы);

Широтыимногоаспектностисодержаниянакопленнойинформации (широты кругозора субъекта);

Наличия установленных интеграционных связей между отдельными информационными фрагментами.

Эффективно развить этот навык возможно путем:

Нацеленности студентов на установление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях;

Побуждения обучаемых к сравнению и систематизации признаков и свойств изучаемых объектов и явлений путем их сопоставления;

Подборки заданий, требующих от студентов теоретических обобщений и поисков фактов;

Подведения студентов к самостоятельному изучению широкого
круга дополнительной литературы;

Установления связей между различными дисциплинами.

Именно интеграционные процессы способствуют одновременно активизации восприятия разных областей знания и его систематизации.

Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры включает ряд критериев, характеризующих с одержание информационных потребностей и интересов, мотивацию деятельности, выбор каналов информации, с амооценку степени удовлетворения информационных потребностей, отношение к компьютерным технологиям.

Как правило, задача прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности связывается преимущественно с диагностикой интеллектуальных способностей обучаемого. Но умственные способности, составляя фундамент интеллектуальной активности, не проявляются в ней непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. Доминирование ориентации на оценку и успех приводит к тому, что собственная познавательная деятельность становится лишь средством достижения иных целей, в результате чего ее содержание выхолащивается и обедняется.

Различные мотивации обусловливают различное место информации в структуре жизненных ценностей, предопределяют и разные средства достижения жизненных целей. Намотивацию большое влияние оказывает познавательная активность. Информационная активность субъекта тесно связана с уровнем развития информационной мотивации – еще одним критерием информационной культуры.

Мотивация и характер потребностей определяют необходимость выбора каналов получения информации (книг, средств массовой информации, электронных ресурсов, т.д.).

Информационная культура студентов зависит от степени осознания собственных информационных потребностей . Перед педагогом встает задача – сформировать эти потребности у студентов. Потребности различного плана зависят от профессиональных, необходимых в повседневной деятельности специалиста,до личностных.

Информационное поведение субъекта строится на основе ранжирования своих информационных потребностей по их значимости. Но удовлетворить все информационные потребности, как правило, невозможно. И чем шире спектр информационных потребностей, тем сложнее их ранжировать по значимости, соответственно, сложнее рационально выстроить свое поисковое поведение.

Развитые информационные потребности предполагают не всегда широкий содержательный спектр. Могут быть информационные потребности широкие, но неглубокие по содержанию, поверхностные, затрагивающие лишь внешнее проявление событий, природных и социальных процессов, без погружения в их сущность.

Но самое главное качество развитых информационных потребностей – это их непрерывный характер и тенденция к усложнению.

На развитие действенно-практического компонента информационной культуры влияют следующие факторы информационного общества:

Постоянно возрастающий объем информации;

Развитие информационных коммуникаций и доступность информационных ресурсов;

Социальноодобряемыйимиджинформированностичеловека (социальная привлекательность информированности).

Но эти же факторы могут не только способствовать, но и препятствовать развитию этого компонента. Например, возрастающий объем информации делает невозможным физически всю ее освоить, что вызывает чувство психологического дискомфорта у субъекта, имеет своим следствием спонтанное самообразование, схватывание «на лету» понятий, положений, фраз без глубокой их проработки, без осмысления, что делает процесс передачи информации поверхностным, неглубоким.

Развитие информационных коммуникаций средствами связи, в том числе Интернета, делает передачу информации легкой, доступной, что не стимулирует интеллектуальные возможности по поиску действительно нужной и важной информации, тормозит творческое мышление.

Социально одобряемый имидж информированного человека тоже имеет своим следствием некоторые негативные моменты. Мера информированности важна, но она не свидетельствует об интеллектуальной глубине суждений. А ее социальная привлекательность приводит к увеличению количества людей, знающих множество фактов, но не умеющих ими оперировать, их анализировать и продуцировать новые знания. Все нацелено на внешнюю демонстрацию эрудированности.

В рассмотрении действенно-практического компонента важно представление такого понятия, как «информационное поведение».

Специалистами под информационным поведением понимается образ действий, совокупность поведенческих актов, предпринимаемых людьми для получения, усвоения и использования и передачи профессиональному сообществу нового знания.

Необходимо разграничивать понятия «информационная деятельность» и «информационное поведение». Последнее явление более широкое и включает в себя не только осознанные, целеполагаемые действия – информационную деятельность, но и огромную систему неосознанных реакций (раздражение, страх, сомнения, интерес, одобрение и тому подобное).

Информационное поведение может быть выстроено по типу: осознанное или неосознанное, импульсивное или пролонгированное. Неосознанное информационное поведение представляет собой низшую ступень развития информационной культуры.

Бесспорно, одной из самых важных характеристик действенно-практического компонента выступает скорость осуществления информационных процессов. Но поскольку информационная деятельность, как уже было отмечено, протекает на психическом и предметном уровнях, то и скорость ее осуществления должна быть охарактеризована по-разному. Скорость осуществления информационной деятельности на психическом уровне опирается на психофизиологические свойства личности и выражается прежде всего врожденной предрасположенностью к их развитию.

Этому способствуют и личностные качества субъекта, которые могут быть представлены как:

Интеллект;

Развитая память;

Мобильность (способность быстро переключаться с одной темы на другую);

Эвристический склад мышления.

На базе этих указанных личностных качеств формируются приобретенные в результате информационной практики знания, умения, навыки. И скорость осуществления процессов информационной деятельности в первую очередь зависит от наличия уже имеющихся знаний, приобретенных умений и, главное, навыков информационной деятельности.

Результативность информационной деятельности предполагает ее целенаправленность. Производство, поиск, систематизация информации субъектом должна осуществляться для какой-либо цели, и степень приближения к цели будет определять ее результативность. Бесцельная работа с информацией (как-то «блуждания» по Интернет, пролистывание от нечего делать страниц журналов, газет, книг и так далее) никогда не дадут какой-либо результативности, а соответственно, не могут рассматриваться как проявления информационной активности.

Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны, оказывают непосредственное влияние друг на друга и не могут развиваться один без другого.

Эффективное формирование информационной культуры способствует успешному решению задач образования:

Оказывает влияние на широту кругозора личности, меру ееинформированности;

Способствует осуществлению логических операций, развивая мышление;

Способствует развитию толерантности, плюрализму мировоззрения;

Воздействует на личность, вырабатывая критическое мышление;

Развивает информационный интеллект.

Переход к информационному обществу выделяет наиболее важное направление в развитии системы образования – опережающее образование, требующее постоянного совершенствования информационной культуры личности. Вместо лозунга «образование – на всю жизнь» главным становится лозунг «образование – через всю жизнь».

По нашему мнению, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий:

Если система информационной подготовки носитнепрерывный и комплексный характер;

Е сли интеграция педагогических и информационных технологий является основой образовательного процесса;

Если преподавательский состав обладает высоким уровнем профессиональной подготовки в области информационных и компьютерных технологий;

Если содержание учебных планов и программ соответствует тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;

Если обеспечен опережающий характер содержания профессионального образования с учетом перспективы развития средств информационных технологий и средств автоматизации учебного процесса;

Если одной из целей образовательного процесса является гуманизация образования, подразумевающая развитие личности в плане формирования ее культуры (в том числе информационной, креативного мышления).

И информация. В соответствии с этим значительное число исследователей выделяют информационный и культурологический подходы к толкованию данного термина.

Информационная культура в зависимости от субъекта, выступающего ее носителем, рассматривается на трех уровнях:

Информационная культура конкретного человека;

Информационная культура отдельной группы сообщества;

Информационная культура общества вообще.

Информационная культура конкретного человека, как считают многие исследователи, представляет собой уровневую, развивающуюся во времени систему.

Информационная культура отдельной группы сообщества наблюдается в информационном поведении человека. На данный момент разрабатывается база для создания противоречия между категорией людей, информационная культура которых создается на фоне развития информационных технологий.

После случившихся произошли изменения общественных отношений в каждой сфере человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества включает в себя все прошлые формы, соединенные в единое целое.

Информационная культура является и частью общей культуры, и систематизированной совокупностью знаний, навыков, умений, обеспечивающей наилучшую реализацию личной информационной деятельности, которая направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей познавательного характера. В данную совокупность входит следующий перечень:

1. Информационное мировоззрение.

Под информационным мировоззрением подразумевается представление о таких понятиях, как массивы и потоки, закономерности их организации и действия.

2. Способность к формулированию своих информационных запросов.

3. Умение производить личный информационный поиск разных типов документов.

4. Способность к использованию полученной информации в собственной познавательной или учебной деятельности. Информационная культура имеет три ступени законченности.

Развитие информационной культуры личности просматривается в его когнитивном поведении. Посредством подобного поведения, с одной стороны, отражается активность индивида в качестве изучающего субъекта, его способность сориентироваться в пространстве информации. С другой стороны, через него определяется мера доступности и удобства использования совокупных ресурсов информации. Это возможности, предоставляемые обществом человеку, который стремится состояться как профессионал и личность.

Введение

1. Понятие информационной культуры

2. Компоненты информационной культуры

3. Проблемы формирования информационной культуры

Заключение

Литература

Введение


Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

1. Понятие информационной культуры

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это [Михайловский В. Н., с. 56]:

Новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

Свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

Новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


2. Компоненты информационной культуры


Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [Медведева Е. А., с. 59].

А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества» [Ершов А. П., с. 82 – 92.].

Информационная компетентность [М. А. Холодная] - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Н. Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

Мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

Совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

Знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

Способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

Опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

Опыт отношений "человек - компьютер".

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей колы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах [Тайт, 1994].

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Так большинство исследователей информационной культуры сосредоточили свое внимание на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя (М.. Г. Вохрышев, В. А. Фокеев, Л. К. Лободенко и др.) Так информационная культура, по мнению Л. К. Лободенко, должна включать и ряд дополнительных компонентов:

Культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);

Культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);

Культуру поиска (знание номенклатуры информационных услуг, предлагаемой библиотеками и ОНТИ, умение использовать СБА и другие источники поиска; владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска);

Культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

Культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);

Культуру создания библиографической информации;

Культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

Культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

Культуру распространения информации (знание ИП, знание методов и способов библиографического обеспечения пользователей информации).

Понятие «педагогическая кибернетика» как наука об оптимальном управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическими системами, науки о технологии обучения на основе кибернетического подхода и использовании вычислительной техники (Г. Г. Воробьев и др.) в качестве важнейших задач рассматривает развитие информационной культуры.

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

Как понимание современной картины мира (В. А. Извозчиков);

Как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В. Н. Соловьев);

Как понимание системно-информационной картины мира (Т. Ю. Китаевская) и т. д.


3. Проблемы формирования информационной культуры


Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

Инициативность, умение самим находить решение своих проблем (И.. П. Осинцова);

Способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы (А. Я. Черняк);

Интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

Умение самостоятельного анализа информационной ситуации (Г. С. Галиуллина);

Ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов (И. А. Мейжис);

Операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация (Л. Н. Федорова);

Знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук (И. А. Мейжис);

Способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе (М. Г. Вохрышева);

Инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

Психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Ряд исследователей, рассматривая противоречивый характер развития информационной культуры, полагают, что существует опасность (Н. И. Витиска и др.) возможности полной зависимости человека от созданного им информационного “монстра”. Особую роль, по их мнению, приобретает построение интеллектуальных информационных систем, основанных на обработке нечетких данных, позволяющих наиболее адекватно моделировать качественную сторону рассуждений специалистов, связанных с принятием управленческих решений.

В исследованиях по проблеме информационной культуры выявлены ряд общих вопросов: ее основные понятия и типы; правовые и нравственные аспекты информатизации, психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе; роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов России в сфере культуры, искусства, образования. Так, ряд авторов (Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева) рассматривают положение о том, что до сих пор в историческом сознании доминирует роль материально-преобразующей деятельности человека.

Деятельность же информационно-преобразующая обычно рассматривается как история духовной культуры и подчиняется технологической и социальной истории. Однако, по мнению авторов, способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет типы культуры. Вот почему так важно разрабатывать современные технологии информационного образования и воспитания.

Другая группа исследователей (З. Е. Воробьева и А. И. Мухачев) предполагает, что в недалеком будущем сформируется единая наука, посвященная изучению энергоинформационных взаимодействий, происходящих во всех системах.

Отсюда вытекает необходимость определения и уточнения понятий и категорий междисциплинарных исследований, что требует в свою очередь существенного пересмотра структуры образования и качественных составляющих культуры специалистов.

Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры личности и как самой крупной отрасли всей индустрии знаний, как на глобальном, так и региональном уровнях, т.е. выделение регионального аспекта информационной культуры специалиста. Большой интерес исследователи проявляют к этическим аспектам информационной культуры личности (М. Г. Вохрышевой, В. М. Петрова, А. С. Чачко и др.), возникающим в связи с разделением людей на разные возможности доступа к информации: в связи с трудностью сохранения оригинала и авторского права, с разделением платной и бесплатной информации, с возникновением особой иерархии социальных отношений и различием информационного вклада различных социальных групп.

Пограничной с педагогикой проблемами информационной культуры являются принципы коммуникативности в информационной деятельности, типологии информационной культуры личности, прогнозы ее развития в ХХI веке, особенности самоидентификации личности в виртуальной реальности (А. А. Гречихина и др.), поиск оптимального соотношения в изучении истории и теории информатизационного развития общества и обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области личностного информационного поведения (Н. Л. Никитина, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина и др.). Предлагается блочно-модульный принцип построения учебных программ, позволяющий сделать курс вариативным в зависимости от категории обучаемых при обеспечении фундаментальности образования.


Заключение


При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

Совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

Схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

Система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

Совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

Поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

Знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

Умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

Работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

Использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

Анализ и синтез полученной информации;

Умение выделять главное из множества второстепенного;

Переработка (осмысление) информации;

Запоминание информационных единиц;

Дальнейшее восстановление в памяти;

Превращение полученной информации в собственное знание;

Процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения: 1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист; 2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.


Литература:

1. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.

2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

4. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.