Программа Paint - сравнительно простой графический редактор, который входит в комплект поставки Windows. Программа Paint позволяет создавать и редактировать произвольные рисунки, схемы, чертежи, диаграммы, надписи, вставлять и редактировать готовые объекты, созданные в других приложениях. Объекты, созданные в Paint, можно сохранять в виде обоев Рабочего стола. Программа Paint является редактором растрового типа: графическое изображение в нем строится из отдельных точек - пикселей. Кроме растровых редакторов, для создания графических объектов используются также графические редакторы векторного типа. Векторные изображения существуют в виде набора математических формул (графических примитивов), которые описывают отдельные элементы рисунка.

Векторная графика легко масштабируется без потери качества изображения, тогда как при увеличении растрового рисунка очертания могут принять грубый ступенчатый характер из-за увеличения размеров составляющих его точек. К редакторам векторного типа относятся графический редактор, встроенный в приложения Microsoft Office (Word, Excel), программа Corel DRAW и др. Некоторые программы, например Adobe Photoshop, при обработке изображений позволяют комбинировать растровые и векторные методы.

Рисунки, созданные в программе Paint, можно:

        сохранять в виде файлов различного формата;

        выводить на печать (с помощью команды меню ФАЙЛ печать);

        вставлять в документы, созданные с помощью других приложений, например Word-Pad, Word, Excel и др.;

        использовать в качестве обоев Windows (фона для поверхности Рабочего стола) - с помощью соответствующих команд меню ФАЙЛ.

        Рисунки могут быть сохранены в одном из четырех форматов (*.bmp):

        в виде черно-белого изображения;

        как 16-цветный рисунок. Этот формат имеет предельно ограниченную цветовую гамму, но файл занимает на диске мало места;

        в виде 256-цветного рисунка. Файл занимает на диске в два раза больше места, чем при его сохранении в 16-цветном формате;

        в виде 24-разрядного рисунка. Этот формат обеспечивает самое высокое качество цветопередачи, но файлы занимают на диске очень много места. Более подробно с приемами рисования, назначением и возможностями отдельных инструментов графического редактора можно ознакомиться с помощью справочной подсистемы программы Paint.

Интерфейс графического редактора Paint

Paint – простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений. Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, чертежей, схем и т.п. Графический редактор Paint запускают командой Пуск > Программы > Стандартные > Графический редактор Paint. После запуска на экране открывается рабочее окно программы Paint. Оно состоит из нескольких областей.

Главное меню содержит шесть командных строк, выбор которых приводит к открытию раскрывающихся меню: Файл служит для управления файлами, В этом меню содержатся подменю Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как, Предварительный просмотр; Правка содержит набор команд для редактирования изображения с помощью команд, использующих буфер обмена Вырезать, Копировать, Вставить, Отменить и Повторить Выделить все, Очистить выделение; Вид управляет отображением и удалением с экрана элементов интерфейса и содержит вкладки Набор инструментов, Палитра, Строка состояния, Панель атрибутов текста, Масштаб; Рисунок содержит команды, предназначенные для выполнения операций над выделенными фрагментами изображения: Отразить/повернуть, Растянуть/наклонить, Обратить цвета, Атрибуты, Очистить, Непрозрачный фон; Палитра содержит подменю для установки и настройки палитры цветов (Изменить палитру); Справка содержит команды обращения к базе данных для предоставления справки по графическому редактору (Вызов справки, 0 программе).

Панель инструментов содержит 16 инструментов. В соответствии с выполняемыми ими функциями их можно условно разделить на пять основных групп: инструменты выделения: Прямоугольное выделение, Выделение произвольной формы; инструменты рисования: Карандаш, Кисть, Распылитель , Ластик ; графические примитивы: Линия, Кривая, Эллипс, Прямоугольник, Многоугольники Скругленный прямоугольник; инструменты работы с цветом: Выбор цветови Заливка; инструменты редактирования: Масштаб.

Для создания рисунка необходимо иметь представление о следующих операциях:

Выбор цвета: Для выбора цвета линии и закраски следует щелкнуть левой кнопкой мыши над нужным цветом, для выбора цвета фона щелкают правой кнопкой.

Заливка области или объекта: Выберите “Заливка” на панели инструментов. Затем укажите на область или объект и нажмите кнопку мыши. Если граница фигуры не является непрерывной, то указанным цветом будут заполнены другие области рисунка. Чтобы найти разрыв, укажите на Масштаб в меню Вид, затем выберите Крупный или Выбрать.

Изменение палитры: Выберите на палитре цвет, который следует изменить. Выберите команду Изменить палитру в меню Параметры. Нажмите кнопку “Определить цвет”, затем измените значения компонентов цвета. Для сохранения изменённой палитры выберите команду Сохранить палитру в меню Параметры. Чтобы загрузить сохраненную палитру, выберите команду Загрузить палитру в меню Параметры. Редактирование рисунка можно произвести при помощи следующих операций: Вставка текста в рисунок. Для вставки текста в рисунок используют инструмент “Надпись”. Для этого требуется щелкнуть мышкой на кнопке “А” в панели инструментов. После этого курсор приобретет вид “крестик”.

Щелчок мышью на рисунке приведет к появлению прямоугольника (рамки) для ввода текста в месте щелчка. В месте ввода появится текстовый курсор в виде буквы I. Рамка показывает границы участка рисунка, в котором будет размещен текст. Режимы вставки текста в Paint. Текст на рисунок можно помещать в двух режимах. В первом режиме текст закрашивается выбранным цветом, а цвет его фона совпадает с основным цветом фона (надпись непрозрачная, текст заслоняет рисунок). Во втором случае текст также закрашивается выбранным цветом, а фон текста не закрашивается (надпись прозрачная, текст размещается поверх рисунка). Для переключения режима на экране появляется специальная панель.

Изменение шрифта текста на рисунке

Включить и отключить появление Панели атрибутов текста можно в подменю “Вид”. Панель атрибутов текста представляет собой диалоговое окно. В нем расположены два раскрываемых списка (для выбора шрифта и его размера) и три кнопки (полужирный, курсив и подчеркнутый). Изменять шрифт можно до набора и во время набора текста. Для прекращения набора текста можно или щелкнуть мышкой на рисунке или сменить инструмент. После этого менять шрифт для ранее набранного текста нельзя. Изменение масштаба в редакторе Paint. Изменять масштаб изображения через подменю “Вид”, используя команду “Масштаб” и “Выбрать”. В этом случае коэффициент масштаба задается в % - 100%, 200%, 400%, 600% и 800%. Операции над выделенным фрагментом. Выделенную область можно перетащить на другое место. Для этого нажимают левую кнопку на области, затем, не отпуская ее, перетаскивают мышь на другое место. Если при этом удерживать нажатой клавишу “Ctrl”, то будет перенесена копия фрагмента. Выделенную область можно поместить в буфер через меню “Правка”. Для этого используют команду “Копировать” или “Вырезать”. Также можно поместить фрагмент в файл командой “Копировать в файл”. Над фрагментом рисунка можно производить и другие операции - изменять размеры, растягивать, поворачивать, наклонять и отражать с помощью команд меню “Рисунок”.

Вставка в рисунок готовых фрагментов из буфера или из файла

Для этого применяют подменю “Правка” и команды “Вставить” или “Вставить из файла” соответственно. При этом вставленный фрагмент первоначально располагается в верхнем левом углу экрана и его требуется перетащить на нужное место мышкой при нажатой левой кнопке. Режимы выделения фрагмента. Существует два режима выделения - прозрачное (из фрагмента исключается цвет фона) и непрозрачное (во фрагменте сохраняется цвет фона). Для выбора режима на экране появляется специальная временная панель Отмена выполненной операции в Paint. Если операцию отменили по ошибке, то ее можно восстановить пунктами меню “Правка” и “Отменить”.

Преобразование рисунка

С помощью команд подменю “Рисунок” можно отражать, растягивать, сжимать, увеличивать или наклонять выделенные фрагменты рисунка. С помощью команды “Отразить/повернуть” можно отразить выделенный фрагмент относительно вертикальной или горизонтальной оси. Для этого в диалоговом окне есть переключатели “Отразить слева направо”, “Отразить сверху вниз” и “Повернуть на угол 90, 180 и 270 градусов”. С помощью команды “Растянуть/наклонить” можно растянуть или наклонить выделенный фрагмент по вертикали или по горизонтали. Для этого в диалоговом окне есть соответствующие переключатели и поля ввода.

Для сохранения рисунка в файле используется подменю “Файл”. В нем есть две команды - “Сохранить” и “Сохранить как”. Команда “Сохранить” сохраняет рисунок в файле с ранее заданным названием. Команда “Сохранить как” сохраняет рисунок в файле под новым названием. Если сохраняют только что созданный рисунок в первый раз, то компьютер для обеих команд попросит указать название. Большинство операций можно выполнить гораздо быстрее. Для этого нужно знать возможности клавиатуры и уметь пользоваться соответствующими клавишами или сочетаниями клавиш.

Графический редактор Paint входит в состав стандартных программ операционной системы Windows. По своим возможностям он значительно уступает профессиональным графическим редакторам, однако располагает необходимым минимумом средств для освоения приемов работы с графической информацией.

Назначение редактора. Программа Paint представляет собой простейший редактор растровой графики, позволяющий создавать черно-белые и цветные рисунки, сохранять их в файлах. Рисунки можно выводить на печать, вставлять в другие документы, использовать в качестве фона Рабочего стола. Редактор Paint можно использовать для просмотра и правки снятых с помощью сканера и фотокамеры фотографий. Paint может использоваться для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF, TIFF, PNG и BMP.

Запуск и окно программы. Графический редактор запускается командой Пуск, Программы, Стандартные, Paint.

После запуска на экране открывается рабочее окно программы, имеющее стандартный интерфейс Windows-приложения (рис. 8.1).

Значение команд на ленте программы в следующем.

Файл. Содержит команды создания, открытия, сохранения, закрытия, печати документа и др.

Главная. Команды работы с выделенным фрагментом файла и др.

Вид. Команды установки панелей инструментов, палитры, масштаба.

Рисунок. Команды трансформации рисунка, задания его размеров, установка прозрачности фона.

Палитра. Позволяет изменить палитру цветов.

Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать часть рабочей области окна или всю, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае но краям рабочей области появляются полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).

Слева от рабочей области панель инструментов содержит кнопки инструментов рисования. При выборе инструмента в нижней части панели может появиться окно дополнительной настройки его свойств. При медленном перемещении указателя мыши вдоль панели инструментов успевает появиться этикетка с названием кнопки панели.

Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если необходимый цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из цветов палитры.

Сохранение рисунка. Как и в других приложениях Windows, сохранение выполняют командой Paint, Сохранить или Paint, Сохранить как. Paint сохраняет рисунки в формате BMP. Файлы этого формата отличаются боль-

Рис. 8.1.

шими размерами, но зато с ними работают все приложения Windows. Для веб-страниц Paint позволяет сохранять изображения в форматах GIF, JPG, TIFF и PNG, дающих меньшие размеры файлов.

Чертежно-графические инструменты. Рисунок создается с помощью различных инструментов. Для выбранного щелчком мыши инструмента следует указать цвет в палитре и при необходимости настроить свойства. Различают основной и фоновый цвета. Основной цвет используется при работе с инструментами, фоновый – в качестве цвета холста-подложки. Все инструменты редактора, кроме Ластика, выполняют рисование основным цветом.

Ластик стирает изображение, заменяя его фоновым цветом (выбирается щелчком правой кнопки мыши в палитре красок).

Линия предназначена для вычерчивания прямых при протягивании мыши. Толщину линии задают в настройке. Чтобы линия получилась строго вертикальной, горизонтальной или наклонной под углом 45°, при вычерчивании следует держать нажатой клавишу Shift.

Карандаш предназначен для рисования произвольных линий. Толщину задают в настройке.

Кривая служит для построения гладких кривых линий. Толщину выбирают в настройке. Построение производится в три приема: проводят прямую линию, затем щелчком и протягиванием в стороне от линии задают первый и второй радиусы кривизны.

Кисть используется для свободного рисования произвольных кривых, а также для рисования методом набивки. Сначала выбирают форму кисти в палитре настройки, а потом щелчками левой кнопки мыши наносят оттиски на рисунок.

Распылитель применяют для свободного рисования и рисования методом набивки. Форму пятна выбирают в настройке.

Прямоугольник необходим для рисования прямоугольных фигур протягиванием мыши. Если держать нажатой клавишу Shift, строится квадрат. Можно выбрать метод заполнения прямоугольника: без заполнения, заполнение основным и фоновым цветом.

Скругленный прямоугольник аналогичен прямоугольнику, но со скругленными углами.

Многоугольник предназначен для рисования произвольных многоугольников, создаваемых серией щелчков с протягиванием. Замкнутая фигура может автоматически заливаться краской в соответствии с вариантом заполнения, выбранным в настройке.

Эллипс позволяет изображать эллипсы и окружности (с нажатой клавишей Shift).

Инструмент Выделение формирует прямоугольную выделенную область, а Выделение произвольной области – произвольную. С выделенной областью можно поступать так, как во всех приложениях Windows: ее можно удалить, копировать и вырезать в буфер обмена, вставить из буфера обмена. Для размножения повторяющихся фрагментов применяют копирование и вставку выделенной области. Два режима вставки: с сохранением фоновой графики или без нее (точки фонового цвета во вставляемой области игнорируются). Переключение режима выполняют в настройке.

Операции с цветом. Для работы с цветом предназначены инструменты Заливка и Выбор цветов, используется палитра цветов.

Заливка служит для заполнения замкнутых контуров основным или фоновым цветом. Заливка основным цветом выполняется щелчком левой кнопки мыши, а заливка фоновым цветом – щелчком правой кнопки. Если контур не замкнут, инструмент работает неправильно; в этом случае следует выполнить команду Правка, Отменить.

Выбор цветов позволяет выбрать основной или дополнительный цвет не из палитры красок, а непосредственно из рисунка. Это важно, когда требуется обеспечить тождественность цвета в разных областях изображения. После выбора инструмента указатель наводят на участок рисунка с нужным цветом и щелкают кнопкой мыши. Щелчок левой кнопкой устанавливает текущий цвет основным, а правой – фоновым.

Палитра цветов содержит небольшой набор разных цветов для выбора, а также особое окно слева с двумя наложенными квадратами. Верхний квадрат соответствует цвету переднего плана, нижний квадрат определяет фоновый цвет. Программа Paint позволяет в большинстве операций использовать по своему выбору как цвет переднего плана, так и фоновый цвет. Если операция выполняется с помощью левой кнопки мыши, применяется цвет переднего плана. При использовании правой кнопки применяется фоновый цвет. Это относится к операциям свободного рисования, создания прямых и кривых линий и заливки. Инст румент Ластик всегда заполняет очищаемую область фоновым цветом. Стандартные геометрические фигуры также заполняются фоновым цветом. Чтобы выбрать цвет в качестве цвета переднего плана, следует щелкнуть на нем в палитре левой кнопкой мыши. Правый щелчок выбирает данный цвет в качестве фонового.

Если необходимый цвет в палитре отсутствует, следует дважды щелкнуть на любом цвете палитры или дать команду Палитра, Изменить палитру. Диалоговое окно Изменение палитры позволяет формировать произвольный цвет.

В диалоговом окне команды Рисунок, Атрибуты можно назначить один цвет (например, белый) для использования в качестве "прозрачного". Прозрачность цвета означает, что если данный рисунок будет отображаться поверх другого рисунка (фонового), то нижний рисунок будет виден сквозь верхний в тех точках, которые имеют цвет, назначенный "прозрачным". Свойство прозрачности сохраняется в файле рисунка только в тех случаях, когда при сохранении выбран графический формат.GIF. Рисунки с прозрачным фоном широко используют для создания веб-страниц и в электронных изданиях.

Масштаб рисунка. Для задания размера рисунка служит команда Вид, Масштаб. По этой команде открывается диалоговое окно, в котором можно выбрать размеры рисунка, установить единицы измерения (пикселы для подготовки экранных изображений, дюймы или сантиметры – для печатных документов) и выбрать палитру (черно-белую или цветную). Для изменения масштаба применяют команду Вид, Масштаб и инструмент Масштаб.

Работа с текстом. Для ввода текста в рисунок используется инструмент Текст. Щелчком мыши на рисунке открывается поле ввода текста. Размер поля ввода изменяют перетаскиванием маркеров области ввода – небольших прямоугольных узлов, расположенных по сторонам и углам области ввода. Задание формы шрифта, его начертания и размера устанавливают с помощью панели атрибутов текста по команде Текст, Инструменты ввода текста. Следует избегать применения мелкого текста.

Трансформация изображений – автоматическое изменение формы, расположения и размеров графических объектов. Команда Главная, Отразить/повернуть вызывает диалоговое окно, содержащее элементы управления для симметричного отображения рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии, а также для поворота на фиксированный угол, кратный 90°. Команда Главная, Растянуть/наклонить вызывает диалоговое окно, чтобы растянуть рисунок по горизонтали и вертикали, наклонить относительно горизонтальной или вертикальной оси. Параметры растяжения задают в процентах, а параметры наклона – в угловых градусах.

Команда Главная, Обратить цвета действует как переключатель. Цвет каждой точки изображения меняется на цвет, дополняющий его до белого.

Работа с объектами. Для копирования фрагмента рисунка фрагмент следует выделить, используя инструменты Выделение и Выделение произвольной области. После этого можно копировать или переместить объект перетаскиванием. Если при перетаскивании удерживать нажатой клавишу Ctrl, происходит копирование объекта. При нажатой клавише Shift перетаскиваемый фрагмент оставляет за собой "след", что позволяет создавать орнаменты, бордюры и другие эффекты.

В окне под панелью инструментов можно выбрать режим совмещения объектов. Он определяет поведение фонового цвета объекта. В одном случае фоновый цвет сохраняется, а в другом – рассматривается как "прозрачный". При конструировании рисунка из нескольких объектов предпочтительнее второй вариант.

Чтобы создать законченный рисунок методом монтажа, удобно открыть сразу два окна программы Paint. В одном окне создается итоговый рисунок, а другое используют для подготовки объектов, накладываемых друг на друга. Нарисовав нужный объект в одном окне и выделив его, применяют команду Правка, Копировать. В другом окне выполняют команду Правка, Вставить. При вставке в другой рисунок объект остается выделенным и его можно перетащить в требуемое место.

Я Вам расскажу о редакторе Paint.net.

В рамках концепции этого проекта, цель данного урока не рассказывать о профессиональной работе с этим графическим редактором, а научится принципам работы с ним. На простых примерах я постараюсь рассказать об основных возможностях данного редактора.

Paint.net бесплатный графический редактор, имеющий поддержку русского языка. В Paint.net есть возможность работать со слоями, которая встречается, как правило, в дорогих, платных редакторах. Есть возможность работать с несколькими изображениями. Мощный и многофункциональный редактор.

Теперь я подробно расскажу, как скачать и установить программу.

Скачать последнюю версию редактора можно отсюда . Открываем сайт с редактором.

Сайт Paint.net

Интерфейс сайта на английском языке. Под надписью «Get it now (free download)» в переводе «Получитьего сейчас (скачать бесплатно)» нажимаем надпись «Paint.net 4.1.5». 4.1.5 – версия редактора,со временем она конечно изменится. Открывается следующая станица. . Здесь мы видим 2 кнопки (отмечены стрелками).

  1. Скачать бесплатную версию.
  2. Купить версию.

Нажимаем кнопку 1. На следующей странице поднадписью «FreeDownloadNow» («Бесплатно скачать сейчас») нажимаем надпись

paint.net 4.1.5 (цифры могут быть другими), в зависимости от браузера (о браузерах можно почитать ) предлагается либо запустить файл на исполнение, либо сохранить его.



Распакуем его (как это сделать, можно посмотреть ). У нас появляется папка «paint.net.4.1.5.install»,в ней запускаем одноименный файл, и начинается установка программы.

Открывается окно,


в котором выбираем метод установки «Экспресс», нажимаем «Далее». Следующее окно – окно лицензионного соглашения

По окончании установки

Окончание установки

нажимаем кнопку «Готово». Если не снимаем галочку с пункта «Запустить paint.net», то запускается графический редактор Paint.net.

Графический редактор Paint.net

Несколько слов об элементах окна.

Самая верхняя строчка (отмечена желтой стрелочкой и цифрой 1) – имя фала нашего рисунка. По умолчанию, при открытии программы, «Безымянный» плюс номер версии программы.

Вторая строчка – меню программы (выделено красной рамкой с цифрой 2).

Следующая строчка (номер 3) – панель инструментов.

Палитра (номер 4).

Нижняя строка – строка состояния (номер 5). Показываются подсказки, при работе с инструментами.

— пиксели;

— сантиметры.

Следующий элемент (номер 7) – координаты курсора.

Последний элемент в строке (номер 8) – масштаб изображения нашей картинки.

В правом верхнем углу программы желтой рамкой с номером 9, выделено шесть элементов:

— кнопка «инструменты», дублирует одноименное меню (слева вверху стрелка с цифрой 10), при нажатии появляется панель «Инструменты»;

— журнал проводимых действий с рисунком;

— кнопка слои. При работе с несколькими слоями позволяет выбрать необходимый;

— кнопка «Палитра». По умолчанию нажата, и благодаря этому мы видим элемент с номером 4. Этой кнопкой его можно убрать и снова вернуть;

— кнопка «Настройки»;

— кнопка «Справка». Справка в интернете, на сайте, на английском языке. Если Вы не сильны в английском, в помощь будет этот .

При выборе одного из инструментов (рамка под номером 10) – справа идут свойства, некоторые из которых можно менять.

Пример работы

В предыдущем уроке мы делали открытку в стандартном графическом редакторе. Теперь то же самое мы сделаем в Paint.net.

Открываем фото именинника. «Файл» – «Открыть».

В инструментах выбираем пункт «Выбор области овальной форма». Выделяем область на фотографии

В меню «Правка» выбираем пункт «Копировать».

Открываем фото с цветами. «Файл» – «Открыть».

В меню «Правка» выбираем пункт «Вставить».

Графический редактор Paint – это приложение Windows, предназначенное для создания несложных картинок. Рисовать в Paint очень любят дети, и она становится первой программой для создания графики, с которой начинается серьезное знакомство с графическими программами.

Paint входит в пакет стандартных программ , поэтому прежде чем обращать свой взор на дорогостоящие профессиональные графические программы следует хорошо подумать – может быть достаточно возможностей этого приложения. Ведь человеку не связанному в повседневности с созданием графики бывает достаточно сложно овладеть этими программами.

Интерфейс графического редактора Paint так же прост, как и у и панель инструментов состоит также из двух вкладок: «Главная» и «Вид». Также инструменты во вкладке «Главная» предназначены для создания и редактирования объектов, только они нужны здесь для создания рисунков, а не текстов. Вкладка «Вид» предназначена для отображения рисунка, его масштабирования.

Под панелью инструментов располагается «полотно» для рисования, которое можно растягивать в разные стороны и сжимать. Среди инструментов здесь есть карандаш, но пользование им не приносит большой радости, так как линии не получаются прямыми и ровными, ведь рисовать приходится при помощи мышки. Хотя кому-то этот инструмент может быть и по душе.

Инструмент «Заливка цветом» позволяет заполнять выбранным цветом целые области рисунка, ограниченные линиями. Нужно лишь выбрать его, навести курсор на нужную область и кликнув по левой кнопке мыши. И выбранная нами область рисунка тут же заполнится ровным цветом. Чтобы использовать тот или иной инструмент нужно кликнуть по его изображению на панели инструментов левой кнопкой мыши.

Для вставки в рисунок надписи есть инструмент «Вставка текста» обозначенный заглавной буквой А. после выбора этого инструмента и указания области рисунка, куда нужно вставить надпись, автоматически включается дополнительная панель «Инструменты ввода текста». В которой можно выбрать вид шрифта, его размер и цвет, выделение букв жирным или курсивом. Возможность выбора прозрачного фона для надписи делает рисунки более красивыми.

Инструменты, «Ластик» и «Лупа» выполняют те же функции, что и их реальные аналоги. А вот инструмент «Палитра» в виде пипетки, предназначен для выбора цвета рисунка или фона. Палитра цветов, располагается также во вкладке «Главная». При этом цвета можно как выбрать из предложенных палитрой, так и выбрать новые, нажав на «Изменение цветов». Здесь же регулируется яркость цветов и оттенков.

Неумение провести по листу бумаги прямую и ровную линию не означает, что это же будет и в графическом редакторе Paint, так как любую линию или несложную фигуру поможет изобразить раздел фигуры. Квадраты, овалы, треугольники, многоугольники, стрелки и другие фигуры можно легко используют при создании несложных рисунков.

Еще один интересный инструмент – это кисти, при помощи которого можно выбрать кисть, перо, баллончик-распылитель краски, маркер, карандаш и другое. Многим кажется, что легче рисовать не на альбомном листе, а в обычной ученической тетради, разлинованной вертикальными и горизонтальными линиями. И это можно сделать в Paint, здесь помогут отключаемые инструменты «Линейка» и «Сетка», которые расположены во вкладке «Вид.

Таким образом, графический редактор Paint, несмотря на свою простоту и стандартность может помочь нам в создании несложных цветных картинок. И во многих случаях заменяет собой дорогостоящие и сложные профессиональные программы для графики.

Графическими называют редакторы, предназначенные для создания и редактирования изображений (рисунков). Программа Paint - простейший графический редактор. По своим возможностям она не соответствует современным требованиям, но в силу простоты и доступности остается необходимым компонентом операционной системы. Не разобравшись с принципами управления этой программой, трудно осваивать другие, более мощные средства работы с графикой.

Программа запускается командой Пуск > Программы > Стандартные > Paint.

Основные понятия. Программа Paint является редактором растровом графики. Это важное замечание, поскольку кроме редакторов растровой графики существуют еще редакторы векторной графики. Приемы и методы работы с этими двумя различными классами программ совершенно различны. В растровой графике мельчайшим элементом изображения является точка, которой на экране соответствует экранная точка (пиксел). Мельчайшим элементом векторной графики является линия, описываемая математическим выражением.

Рабочее окно программы Paint представлено на рис. 7.4. В состав его элементов управления, кроме строки меню, входят панель инструментов, палитра настройки инструмента и цветовая палитра. Кнопки панели инструментов служат для вызова чертежно-графических инструментов. На палитре настройки можно выбрать параметры инструмента (толщину линии, форму оттиска, метод заполнения фигуры и т. п.). Элементы цветовой палитры служат для выбора основного цвета изображения (щелчком левой кнопки) и фонового цвета (щелчком правой кнопки).

Рис. 7.4. Графический редактор Paint

Задание размера рабочей области. Перед началом работы следует хотя бы приблизительно задать размер будущего рисунка. Размеры задают в полях Ширина и Высота диалогового окна Атрибуты (Рисунок > Атрибуты). До ввода размеров следует выбрать принятую единицу измерения с помощью одного из переключателей:

См (сантиметры);

Точки (пикселы).

В России не принято задавать размеры документов в дюймах. Размер в сантиметрах задают в тех случаях, когда предполагается вывод работы на печатающее устройство (принтер) или встраивание изображения на страницу с текстовым документом. В тех случаях, когда рисунок предназначен для воспроизведения на экране, в качестве единицы измерения выбирают Точки (пикселы). Так, например, если рисунок готовится для использования в качестве фона Рабочего стола, его размеры следует принять равными величине экранного разрешения монитора (640x480; 800x600; 1024x768 точек и т. д.).

Подготовка к созданию «прозрачных» рисунков. Возможность создания «прозрачных» рисунков - одна из особенностей редактора Paint для операционной системы Windows 98. В редакторе Paint для Windows 95 такой возможности нет.

В диалоговом окне Атрибуты можно назначить один цвет (например, белый) для использования в качестве «прозрачного». Прозрачность цвета означает, что если данный рисунок будет отображаться поверх другого рисунка (фонового), то нижний рисунок будет виден сквозь верхний в тех точках, которые имеют цвет, назначенный «прозрачным». Однако свойство прозрачности сохраняется в файле рисунка не всегда, а только в тех случаях, когда при сохранении выбран графический формат.GIF. Графические файлы других форматов не хранят информацию о «прозрачном» цвете. Чтобы создать рисунок в формате.GIF, надо просто сохранить файл (еще даже и не начатый) командой Файл > Сохранить как и в диалоговом окне Сохранить как в списке Тип файла выбрать формат.GIF. Рисунки с прозрачным фоном очень широко используют для создания красочных Web-страниц в Интернете и при создании электронных документов, например, в мультимедийных изданиях.

Основные чертежно-графические инструменты. Все инструменты, кроме Ластика, выполняют рисование основным цветом (выбирается щелчком левой кнопки в палитре красок). Ластик стирает изображение, заменяя его фоновым цветом (выбирается щелчком правой кнопки мыши в палитре красок).

Инструмент Линия предназначен для вычерчивания прямых. Толщину линии выбирают в палитре настройки. Линии вычерчивают методом протягивания мыши. Чтобы линия получилась «строгой» (вертикальной, горизонтальной или наклонной под углом 45°), при ее вычерчивании следует держать нажатой клавишу SHIFT.

Инструмент Карандаш предназначен для рисования произвольных линий. Толщину линии выбирают в палитре настройки.

Инструмент Кривая служит для построения гладких кривых линий. Толщину предварительно выбирают в палитре настройки. Построение производится в три приема. Сначала методом протягивания проводят прямую линию, затем щелчком и протягиванием в стороне от линии задают первый и второй радиусы кривизны. Математически, данная кривая, имеющая два радиуса кривизны и одну точку перегиба, является частным случаем кривой третьего порядка (кривой Безъё).

Инструмент Кисть можно использовать для свободного рисования произвольных кривых, как Карандаш, но чаще его используют для рисования методом набивки. Сначала выбирают форму кисти в палитре настройки, а потом щелчками левой кнопки мыши наносят оттиски на рисунок без протягивания мыши.

Инструмент Распылитель используют как для свободного рисования, так и для рисования методом набивки. Форму пятна выбирают в палитре настройки.

Инструмент Прямоугольник применяют для рисования прямоугольных фигур. Рисование выполняется протягиванием мыши. В палитре настройки можно выбрать метод заполнения прямоугольника. Возможны три варианта: Без заполнения (рисуется только рамка), Заполнение фоновым цветом и Заполнение основным цветом.

Если при создании прямоугольника держать нажатой клавишу SHIFT, образуется правильная фигура. Для прямоугольника правильной фигурой является квадрат.

Аналогичный инструмент Скругленный прямоугольник действует точно так же, но при этом получается прямоугольник со скругленными углами.

Инструмент Многоугольник предназначен для рисования произвольных многоугольников. Рисование выполняют серией последовательных щелчков с протягиванием. Если конечная точка многоугольника совпадает с начальной, то многоугольник считается замкнутым. Замкнутые фигуры могут автоматически заливаться краской в соответствии с вариантом заполнения, выбранным в палитре настройки.

Инструмент Эллипс служит для изображения эллипсов и окружностей. Окружность - это частный случай «правильного» эллипса. Она получается при рисовании с нажатой клавишей SHIFT.

Инструмент Заливка служит для заполнения замкнутых контуров основным или фоновым цветом. Заполнение основным цветом производится щелчком левой кнопки мыши, а заполнение фоновым цветом - щелчком правой кнопки. Если контур не замкнут, инструмент работает неправильно. В этом случае ошибочное действие надо немедленно отменить командой Правка > Отменить или комбинацией клавиш CTRL+Z.

Комбинацию CTRL+Z следует запомнить. Она отменяет последнее действие в большинстве приложений Windows и является удобным общесистемным приемом.

Инструмент Выбор цветов позволяет точно выбрать основной или дополнительный цвет не из палитры красок, а непосредственно из рисунка. Это важно, когда надо обеспечить тождественность цвета в разных областях изображения. После выбора инструмента наводят указатель на участок рисунка с нужным цветом и щелкают кнопкой мыши. Если произошел щелчок левой кнопкой, текущий цвет становится основным, а если правой - фоновым.

Инструменты выделения областей. Два инструмента предназначены для работы с выделенными областями: Выделение и Выделение произвольной области. Действуют они одинаково, разница лишь в том, что инструмент Выделение формирует не произвольную, а прямоугольную выделенную область. С выделенной областью можно поступать так, как это принято во всех приложениях Windows: ее можно удалить клавишей DELETE, скопировать в буфер обмена (CTRL+C), вырезать в буфер обмена (CTRL+X) и вставить из буфера обмена (CTRL+V). Прием копирования и вставки выделенной области применяют для размножения повторяющихся фрагментов.

При размножении выделенных областей возможны два режима вставки: с сохранением фоновой графики или без нее (точки фонового цвета во вставляемой области игнорируются). Переключение режима выполняют в палитре настройки.

Масштабирование изображений. Для точной доводки рисунка иногда необходимо увеличить его масштаб. Максимальное увеличение - восьмикратное. Для изменения масштаба служит команда Вид > Масштаб. То же можно сделать с помощью инструмента Масштаб, в этом случае величину масштаба выбирают в палитре настройки.

В режиме восьмикратного увеличения на рисунок можно наложить вспомогательную сетку (Вид > Масштаб > Показать сетку). Каждая ячейка этой сетки представляет собой одну увеличенную точку изображения. В этом режиме удобно редактировать изображение по отдельным точкам.

Трансформация изображений. Трансформациями называют автоматические изменения формы, расположения или размеров графических объектов. В программе Paint не слишком много инструментов трансформации, но все-таки они есть. Их можно найти в меню Рисунок.

Команда Рисунок > Отразить/повернуть вызывает диалоговое окно Отражение и поворот, содержащее элементы управления для симметричного отображения рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии, а также для поворота на фиксированный угол, кратный 90°.

Команда Рисунок > Растянуть/наклонить вызывает диалоговое окно Растяжение и наклон. Его элементы управления позволяют растянуть рисунок по горизонтали и вертикали или наклонить относительно горизонтальной или вертикальной оси. Параметры растяжения задают в процентах, а параметры наклона - в угловых градусах.

Команда Рисунок > Обратить цвета действует как переключатель. При использовании этой команды цвет каждой точки изображения меняется на «противоположный». В данном случае мы назвали «противоположным» тот цвет, который дополняет данный цвет до белого.

Ввод текста. Программа Paint - графический редактор и не предназначена для работы с текстом. Поэтому ввод текста в этой программе является исключением, а не правилом. Поскольку редактор относится к растровым, он строит изображение по точкам, следовательно текст после ввода станет «рисунком» и будет состоять из достаточно крупных точек растра. Поэтому избегайте использования мелких символов, которые смотрятся неопрятно. Рассматривайте режим работы с текстом в программе Paint только как средство для создания кратких и крупных заголовков.

Для ввода текста используют инструмент Надпись. Выбрав инструмент, щелкните на рисунке примерно там, где надпись должна начинаться, - на рисунке откроется поле ввода. В это поле вводится текст с клавиатуры. О типе шрифта, его размере и начертании заботиться пока не надо - главное набрать текст без ошибок, а остальное все можно изменить позже. Размер поля ввода изменяют путем перетаскивания маркеров области ввода - небольших прямоугольных узлов, расположенных по сторонам и углам области ввода.

Закончив ввод, вызывают панель атрибутов текста (Вид > Панель атрибутов текста). Элементами управления этой панели можно выбрать форму шрифта, его начертание и размер.

О том, чего нет в редакторе Paint . В работе с вычислительной техникой безусловно важно знать возможности программных средств и приемы их использования. Но не менее важно знать и ограничения программных средств. Это позволяет двигаться вперед, осваивать новые продукты и приемы. Как мы уже говорили, графический редактор Paint - простейший, поэтому в нем нет многого из того, что есть в других современных графических редакторах.

1.Автоматическое выделение областей. Мы видели, как в редакторе Paint выполняется выделение прямоугольных и произвольных областей. В более мощных редакторах есть средства для автоматического выделения. Например, они могут работать по принцицу подобия цвета: все элементы изображения, имеющие цвет, близкий к заданному, выделяются автоматически. Это позволяет точно выделять очень сложные контуры (операция называется обтравкой контура).

2.Специальные методы заливки. В программе Paint работает только простейшая заливка одним цветом. В более мощных программах обычно имеются также средства выполнения градиентной заливки (градиентной заливкой или растяжкой называют заливку с плавным переходом от одного цвета к другому) и множество вариантов текстурной заливки (при текстурной заливке замкнутый контур заполняется узором или рисунком, имитирующим фактуру материала,
например, дерева, металла, ткани и т. п.).

3.Применение фильтров. Фильтрами называют специальные методы автоматической обработки изображений или выделенного фрагмента. Например, с помощью фильтров можно управлять яркостью или контрастностью изображе
ния. Существуют искажающие фильтры, например имитирующие просмотр
рисунка через стекло, смоченное водой и т. п. В редакторе Paint нет фильтров,
но в других графических редакторах могут насчитываться десятки и сотни
фильтров для создания специальных эффектов.

4.Использование слоев. В редакторе Paint мы работаем только с одним слоем изображения. Это не слишком удобно. В тех программах, где предусмотрена возможность создания слоев, можно разные объекты располагать на разных слоях, а потом объединять их. Слои могут быть прозрачными или полупрозрачными. С помощью слоев создают эффекты туманной дымки на фотографиях или эффекты, когда объект как бы парит над поверхностью фона и отбрасывает тень на поверхность (особенно часто этот эффект применяют для создания «парящих надписей»).

5.Трансформации. На примере программы Paint мы познакомились с простейшими трансформациями изображения: наклоном ^.растягиванием. Существуют и более сложные трансформации, например скручивание. Особенно много трансформаций существует для преобразования трехмерных объектов.

6.Использование подключаемых расширений (plug-ins). Ни одна графическая программа не может содержать все мыслимые инструменты, фильтры, средства заливки и трансформации. Поэтому современные графические редакторы позволяют подключать дополнительные компоненты, называемые расширениями. Возможность модернизации программного обеспечения путем подключения дополнительных блоков, сделанных посторонними программистами, называют принципом открытой программной архитектуры. В последние годы этот принцип получил широкое развитие. Программы, обладающие открытой архитектурой, развиваются и совершенствуются быстрее, чем программы с закрытой архитектурой, модернизация которых посторонними лицами не предусмотрена.