Акустическая система является неотъемлемой составной частью любой аудиосистемы, от кино-концертной аппаратуры до домашнего кинотеатра или обычной компьютерной мультимедийной системы. В состав акустической системы входят несколько звуковых (акустических) колонок (АС), их количество и назначение может сильно различаться.

Для эффективного озвучивания небольшой комнаты подчас вполне достаточно двух добротных колонок, чтобы насладиться всеми нюансами звуковой картины современных фильмов или наиболее совершенных компьютерных игр понадобится уже многоканальная активная акустическая система.

Что же конкретно нужно знать для приобретения акустики необходимого ценового уровня и качества звучания? Об этом и особенностях эксплуатации читайте далее.

Акустические системы | История многоканального звуковоспроизведения

Исторически первой системой многоканального воспроизведения звука была стереофония . Две расположенные перед слушателем аудиоколонки обеспечивают пространственное распределение источников звука прослушиваемой фонограммы. Естественно, звукозапись при этом должна быть выполнена в стереоформате и прослушиваться через двухканальный усилитель, имеющий правый и левый канал (ПКи ЛК).

По современной классификации такая акустика обозначается - 2.0, что означает две фронтальные боковые колонки при отсутствии сабвуфера. Современный вариант стереосистемы - формат 2.1. При этом к двум фронтальным колонкам добавляется сабвуфер, предназначенный исключительно для воспроизведения низкочастотных звуков.

Дело в том, что добиться от фронтальных колонок качественной звуковой отдачи по низким частотам (НЧ) довольно сложная задача, при этом акустика получается значительно увеличенной в размерах и цене. Гораздо проще и дешевле сделать отдельную НЧ-колонку - сабвуфер. Сигнал для сабвуфера выделяется из сигналов левого и правого каналов. На качестве стереоэффекта это практически не сказывается, так как человеческое ухо почти не воспринимает местоположение источника низкочастотных звуков. Основная информация о локализации источников звука находится в среднечастотном (СЧ) и высокочастотном (ВЧ) участках диапазона, за которые отвечают две фронтальные колонки.

Дальнейшим усовершенствованием аудиосистем было четырехканальное звуковоспроизведение. Аналоговый вариант таких систем назывался квадрофонией . В этом случае к двум фронтальным колонкам добавляются две тыловых. В системе 4.1 имеется еще и сабвуфер, позволяющий упростить фронтальные колонки. Однако большого распространения квадрофония не получила. Значительного повышения качества звука и эффекта объемности она не давала, но требовала очень дорогостоящей аналоговой аппаратуры для записи и воспроизведения звуковых фонограмм. Впрочем, цифровой вариант системы 4.1 успешно использовался в некоторых компьютерных играх.

Акустические системы | Многоканальный звук и технологии фирмы Dolby

В последующее совершенствование многоканальных звуковых систем весомый вклад внесли специалисты американской фирмы Dolby Laboratories , разработавшие в конце прошлого века алгоритмы цифрового кодирования, позволяющие в домашних условиях получать звук уровня киноконцертного зала. Формат Dolby Digital, часто используется для озвучивания фильмов, особенно на DVD-дисках. Он обеспечивает объемность акустических сцен, более чёткую детализацию, естественность перемещений источников звука, стереофоническое звучание в тыловом пространстве.

Сегодня наиболее совершенная активная акустика оснащается цифровыми декодерами Dolby Theater System (DTS) и Dolby Pro Logic (DPL) - аналоговая система пространственного звучания, использовавшаяся на HI-Fi-видеокассетах VHS и в телевещании.

Минимально необходимая для домашнего кинотеатра аудиосистема должна соответствовать формату 5.1. В этой системе кроме сабвуфера имеются пять т. н. сателлитов (акустических колонок меньшего размера). Две фронтальные колонки, центральная и сабвуфер размещаются перед слушателями и воспроизводят основную звуковую картину. Две тыловые колонки играют менее важную роль. На них ложится "подзвучка" в музыкальных композициях, создание трехмерных эффектов в играх.

Усовершенствованная система Dolby Digital EX позволяет за счет введения дополнительных тыловых surround-каналов (акустика 6.1, 7.1) получить еще более высокую степень локализации в пространстве источников звука.

Для полноценного воспроизведения многоканальных записей форматов Dolby Digital и Dolby Pro Logic с помощью только двух акустических систем используетсяалгоритм обработки Dolby Virtual Speaker .

Акустические системы | Характеристики

Объективно о качестве акустической системы можно судить по набору характеристик. К основным параметрам звуковых колонок и используемых в них громкоговорителей относятся:

  • диапазон воспроизводимых частот;
  • амплитудно-частотная характеристика (АЧХ);
  • мощность;
  • уровень звукового давления;
  • чувствительность;
  • динамический диапазон;

Диапазон воспроизводимых частот акустической системы

Чем шире частотный диапазон, тем качественнее cможет звучать аудиосистема. Правда, при незначительной разнице в этой характеристике у двух акустических систем не каждое ухо сможет ее уловить. А, вообще, максимально необходимой считается полоса воспроизводимых частот в 20…20 000 Гц. Впрочем, для многих вполне достаточным может оказаться снижение верхней границы до 16 кГц. Что касается нижнего порога воспроизводимых частот (особо чтимого многими меломанами), то для систем среднего ценового диапазона 30-40 Гц вполне приемлемая граница, при условии качественной АЧХ.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) акустической системы

АЧХ - графическая зависимость уровня выходного сигнала (напряжения, мощности или звукового давления) от частоты. В идеале, АЧХ должна быть прямой горизонтальной линией. Увы, реальная АЧХ имеет множество пиков и провалов, демонстрирующих завышенный и заниженный уровень воспроизведения звука на определенных частотах и реально характеризующих качество звучания акустической колонки или динамика. Качество АЧХ оценивается неравномерностью кривой, в децибелах. К большому сожалению, очень многие производители, не дают этот график в техническом описании акустики.

Мощность акустической системы

Именно по этому параметру многие подбирают себе акустику, поскольку считают его эквивалентом громкости. Однако, для акустики это не совсем так. Мощность динамика или акустической системы измеряется в ваттах (Вт) и определяет максимально возможную мощность подаваемого на них электрического сигнала. При превышении паспортного значения для данной акустики резко увеличивается уровень искажений, а при чрезмерном превышении возможен выход динамика из строя вследствие повреждения обмотки катушки.

Производители акустики, зная о том, что для многих слушателей именно эта характеристика является основной, зачастую лукавят, выдавая желаемое за действительное. Дело в том, что есть различные виды, способы и единицы измерения мощности акустических систем. К примеру, одни производители указывают так называемую пиковую кратковременную мощность (англ. PMPO), а другие среднюю электрическую (англ. RMS), существует еще и музыкальная мощность (англ. Music Power). Все это приводит к довольно существенной разнице в цифрах при примерно одинаковой реальной мощности.

Уровень звукового давления акустической системы

Именно этот параметр определяет возможный уровень громкости от Вашей акустики, измеряется в дБ по отношению к нулевому уровню, соответствующему порогу слышимости человека в тишине при частоте звука 1 кГц. За нулевой уровень принято давление в 20 мкПа.

Звуковое давление в акустике - это разность между мгновенным значением давления в точке измерения, вызванным звуковой волной и обычным атмосферным давлением при отсутствии звука. Давление часто измеряется в паскалях (Па).

Чувствительность акустической системы

Этот параметр акустической системы определяет эффективность преобразования электрической энергии в звуковую и является одним из важнейших. От акустики с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью зачастую можно получить более громкий звук.

Чувствительность принято характеризовать уровнем звукового давления (в децибелах), измеренном на определенном расстоянии от аудио колонки при подаче на ее вход электрического сигнала мощностью 1 Вт. Необходимо, правда, учитывать, что условия измерения (расстояние, подводимая мощность) у разных производителей акустики могут отличаться.

Динамический диапазон акустической системы

Динамический диапазон акустической системы определяет возможности достоверного воспроизведения звуковых фонограмм, имеющих значительно изменяющийся уровень громкости. Наибольшего динамического диапазона требует воспроизведение классической музыки, где может соседствовать грохот литавр и приглушенное пение флейты.

Численно параметр измеряется в децибелах и определяется отношением между наиболее громким и самым тихим звуком. Чем шире динамический диапазон, тем богаче акустические возможности аудиосистемы.

Импеданс акустической системы

Или сопротивление - полное электрическое сопротивление акустики по переменному току. Для акустических систем и динамиков обычно составляет 4, 6, 8 или 16 Ом. В целом, импеданс никак напрямую не связан с качеством звучания той или иной акустической системы. Однако именно этот параметр необходимо учитывать при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем выходное сопротивление усилителя, в звучании будут присутствовать некоторые (незначительные на слух) искажения, но при чрезмерно повышенной громкости такое подключение может привести к повреждению усилителя; если импеданс акустики выше, чем выходное сопротивление усилителя, то звук будет значительно тише.

Для активных акустических систем важными параметрами являются коэффициент гармоник , вызываемый нелинейными искажениями усилителя и соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем вносимого усилителем "шумового" сигнала.

Коэффициент гармоник акустической системы (THD)

Вместе с тем необходимо отметить, весьма заметны нелинейные искажения только у транзисторных усилителей. Ламповые системы, имея гораздо более высокие коэффициенты гармоник, субъективно имеют весьма высокую верность звучания, за что и ценятся меломанами.

Соотношение сигнал/шум акустической системы

Все вышеперечисленные параметры заметно упрощают выбор необходимой акустики. К сожалению, производители далеко не всегда позволяют объективно оценивать качество их изделий, прилагая минимальный набор параметров при максимуме рекламных заявлений. Вместе с тем, при покупке не стоит забывать об индивидуальных особенностях звукового восприятия, и обстоятельно прослушать и сравнить несколько типов акустики.

Различаются по количеству поддерживаемых каналов. В зависимости от типа устройства, меняются параметры моделей. К основным показателям акустических систем стоит отнести максимальную частоту, мощность, входное сопротивление, а также проводимость.

На параметры устройства влияют конструктивные элементы. Стандартная акустическая система включает в себя динамики, сабвуфер, проводной усилитель и кроссовер. Чтобы более подробно разобраться в указанном вопросе, надо рассмотреть конкретные модели.

Параметры системы Razer Ferox 2013

Основные характеристики акустической системы Razer Ferox 2013 приятно радуют меломанов. Мощность колонки составляет 4 Вт. Система защиты от фазовых колебаний в данном случае имеется. Усилитель применяется переходного типа. Кроссовер у модели рассчитан на три канала.

Если верить отзывам специалистов, то частотность у модели довольно высокая. Из особенностей важно отметить качественный коммутируемый сердечник. Параметр предельной проводимости он подымает сильно. Система от изоляции посторонних шумов есть. Входное напряжение у акустики равняется 40 Ом.

Акустические системы 10 Мас : характеристики, фото

Данная акустическая система имеет следующие характеристики: предельная мощность 5.5 Вт, частота 30 Гц, номинальный импеданс 40 дБ. Показатель чувствительности в устройстве незначительный. Кроссовер у модели применяется с переходником. Волновая трубка у акустики не предусмотрена. Если верить отзывам специалистов, то чувствительность менять довольно просто. Сабвуфер в указанной модели применяется с клеммным усилителем. Параметр выходного напряжения у него равняется 13 В. Система от фазовых помех у модели есть.

Рупор используется с двумя контактами. Для подавления посторонних шумов применяется фильтр. Система стабилизации звука предусмотрена первого класса. Показатель утомления в данном случае не превышает 80 %. Система защиты от линейных искажений не предусмотрена. Фазоинвертор у представленной системы отсутствует. Звуковая частота максимум равняется 250 Гц.

Описание системы Audiofocus EVO 12A

В первую очередь, важно отметить, что это Характеристики Audiofocus EVO 12А имеет довольно высокие. Мощность колонки составляет 6 Вт. Параметр расхода электроэнергии у модели находится на уровне 2 Вт. Диффузор применяется с двумя переходными фильтрами. Если верить отзывам специалистов, то проблемы с понижением мощности возникают редко. Система защиты от фазовых помех используется первого класса.

Параметр входного сопротивления максимум достигает 67 Ом. Пороговый импеданс в устройстве незначительный. Чувствительность рупора находится на уровне 5 мВ. Система защиты от линейных искажений в представленной акустике отсутствует. Проводимость сигнала находится на уровне 6 мк. Усилитель в данном случае используется открыто типа. Для регулировки громкости есть поворотный контроллер.

Параметры системы Trust Ebos C 90

Акустическая система С 90 характеристики имеет следующие: минимальная частота составляет 20 Гц, мощность 30 Вт, входное сопротивление 45 Ом. Рупор в устройстве используется с чувствительностью до 3 мВ. Если верить отзывам специалистов, то проблемы с понижением мощности наблюдаются нечасто. Волновая труба используется с переходником. Всего у модели есть два резистора.

Фазоинвертор применяется проводного типа. Параметр предельного импеданса составляет ровно 60 дБ. Система защиты от линейных искажений используется второго класса. Кроссовер предусмотрен с проводимостью на уровне 6 мк. Более подробные акустических систем C 90 указаны в инструкции.

Характеристики модели 25АС-З28

Электроника 25АС-З28 - акустическая система. Характеристика устройства впечатляет многих меломанов. В первую очередь, важно отметить, что колонки используются мощностью 50 Вт. Параметр входного сопротивления находится на отметке в 30 Ом. Система защиты от линейных искажений предусмотрена третьей степени. Если верить отзывам специалистов, то с пороговой проводимостью у модели все в порядке.

Фазоинвертор в данном случае сделан с коаксиальным выходом. Система защиты от фазовых помех не предусмотрена. Параметр предельного импеданса равняется 78 дБ. Чувствительность волновой трубки - 3 мк. Излучатель применяется серии РР20. Проблемы с понижением мощности данной системе не страшны. Всего устройство способно поддерживать не более трех каналов.

Описание системы Defender Orchestra M80

Данная акустическая система имеет следующие характеристики: мощность 40 Вт, входное сопротивление 34 Ом, а предельный импеданс 89 дБ. Фазоинвертор используется с выходным напряжением на уровне 13 Вт. Система защиты от линейных искажений применяется второго класса. Рупор у этой системы отсутствует. Непосредственно фильтр предусмотрен волнового типа.

Параметр пороговой проводимости у него равняется 3.4 мк. Динамики используются диаметром в 12 см. Коаксиальный выход у диффузора не предусмотрен. Усилитель максимум в устройстве выдает 10 В. Система защиты от фазовых помех применяется третьего класса. Звуковая частота минимум равняется 13 Гц. Это основные характеристики акустических систем Defender Orchestra M80.

Параметры системы Defender Orchestra M85

Частотные характеристики акустических систем Defender Orchestra M85 находятся на высоком уровне. Колонки используются с мощностью в 30 Вт. Система защиты от фазовых искажений стандартно используется второго класса. Если верить отзывам покупателей, то проблемы с понижением мощности наблюдаются редко.

Фазоинвертор установлен с одним переходником. Предельная чувствительность у него равняется 3 мВ. Система защиты от линейных искажений применяется третьего класса. Звуковая частота максимум равняется 350 Гц. Пороговый импеданс у акустической системы не превышает 60 дБ. Сердечник имеет приводимость на уровне 5.5 мк.

Характеристики модели Defender Orchestra M86

Данная акустическая система имеет следующие характеристики: мощность 50 Вт, потребление электроэнергии 3 В, проводимость 4.5 мк. Фазоинвертор применяется с уплотнителем. Проблемы с посторонними шумами возникают редко. Звуковая частота минимум равняется 30 Гц.

Система защиты от линейных искажений есть. Параметр порогового импеданса находится на уровне 60 дБ. Волновая трубка используется с усилителем. Динамик применяется размером в 10.3 см. Излучатель отличается высокой проводимостью сигнала. Входное сопротивление у системы равняется 34 Ом. Всего модель поддерживает не более двух каналов.

Описание системы Aspiring HitBox 100

Характеристики акустических систем Aspiring HitBox 100 приятно удивляют многих пользователей. Динамики в устройстве установлены на 20 Вт. Система защиты от линейных искажений предусмотрена первого класса. Проводимость фазоинвертора равняется 3.3 мк. Уплотнитель в данном случае отсутствует. Если верить отзывам специалистов, то фазовые помехи данной модели не страшны. Волновая трубка у акустической системы используется с переходником.

Предельная частота устройства равняется 340 Гц. Излучатель применяется с низкой проводимостью сигнала. Входное сопротивление модификации равняется 45 Ом. Пороговый импеданс составляет ровно 30 дБ. Минимальная частота у модели находится на уровне 12 Гц. Показатель потребления электроэнергии у модификации невысокий. Предельная горизонтальная дисперсия составляет 30 градусов. Кроссовер у модели отсутствует.

Параметры системы Aspiring HitBox 200

Данная акустическая система имеет следующие параметры: мощность 25 Вт, потребление электроэнергии 3 В, входное сопротивление ровно 45 Ом. Излучатель применяется без волновой трубки. Уплотнитель в устройстве изготовлен из резины. Динамики используются диаметром по 13 см.

Предельная частота акустики составляет 350 Гц. Предельная горизонтальная дисперсия равняется 40 градусов. Проблемы с понижением мощности данной системе не страшны. Минимальная звуковая частота находится на отметке в 30 Гц. Пороговый импеданс модификации равняется 73 дБ. Всего устройство поддерживает не более пяти каналов. Система защиты от линейных искажений применяется третьей степени.

Характеристики модели Aspiring HitBox 340

Характеристики акустических систем Aspiring HitBox 340 находятся на высоком уровне. Параметр мощности составляет 50 Вт. Если верить отзывам специалистов, то проблемы с перегревом уплотнителя возникают редко. Предельный горизонтальный импеданс равняется 45 градусов. Система защиты от фазовых искажений применяется третьей степени. Фазоинвертор используется на три переходника.

Параметр выходной проводимости не превышает 4.6 мк. Динамики используются диаметром по 14 см. Выход под ресивер у модели имеется. На фазоинверторе есть коаксиальный разъем. Если верить отзывам покупателей, то у системы используется качественный сабвуфер. Кроссовер в данном случае предусмотрен без усилителя. Выходная частота минимум равняется 13 Гц. Система защиты от линейных искажений применяется первого класса. Пороговый импеданс составляет 86 дБ.

Виброизоляционный слой находится под фазоинвертором. Волновая трубка применяется с рупором. Показатель предельной чувствительности равняется 2.2 мВ. Максимальная звуковая частота находится на уровне 450 Гц. Сердечник под фазоинвертор у модели не предусмотрен.

Ни один компьютер не может обойтись без колонок (акустической системы). Смотреть фильм, слушать музыку или играть в игры не возможно, если у Вас нет колонок. Сейчас мы рассмотрим, какие колонки выбрать для компьютера или ноутбука.

Перед тем, как мы приступим к выбору колонок и обзору их характеристик, я бы хотел отметить, что нет смысла покупать мощные и дорогие колонки, если Вы собираетесь подключить их к встроенной звуковой плате компьютера. Для достижения чистого и качественного звучания колонок, необходимо подключить их к хорошей звуковой карте.

Основные критерии выбора колонок (акустической системы компьютера)

Активные или пассивные

Активные колонки имеют встроенный усилитель, а пассивные не имеют. Пассивным колонкам необходим отдельный усилитель (Сабвуфер).

Акустический тип (2.0 2.1 5.1)

Перед тем как рассмотреть этот параметр, я хочу познакомить Вас с термином Сабвуфер:

Сабвуфер – большая колонка, воспроизводящая звуки низкой частоты.

Теперь перейдем к акустическим типам.

Акустический тип – количество, тип и способ расположение колонок. Основными акустическими типами компьютерных колонок являются 2.0, 2.1, 5.1.

2.0 – 2 колонки. Идеальный вариант для офисного компьютера. Самый дешёвый и практичный. Подходит для компьютеров, на которых Вы не требуете особой чёткости звука при воспроизведении музыки или фильмов.

2.1 – 2 колонки и сабвуфер. Этот вариант подходит для прослушивания музыки и игр. За счет использования хорошего сабвуфера акустическая система способна воспроизводить полный диапазон частот.

5.1 – 5 колонок и сабвуфер. Идеальный вариант для просмотра фильмов. Такой тип предусматривает расположение 3 колонок спереди (напротив человека) и 2 колонок с боков (одна справа, другая слева.) При таком расположение Вы полностью окунаетесь во всю звуковую гамму. Самый дорогой вариант.

Диапазон частот

Этот параметр указывает нижний и верхний параметр частоты, которые могут воспроизводить колонки. Это очень важный параметр . От него зависит качество звука. Чем он шире (чем меньше нижний предел и больше верхний), тем лучше. Человек может слышать в диапазоне частот от 20Гц до 20КГц. Самый идеальный вариант диапазона частот колонок 20Гц – 35ГГц. Но он и самый дорогой.

Мощность колонки

Чем больше мощность, тем громче будет работать колонка. Но не гонитесь за этим параметром. Большая мощность не всегда дает четкий звук. Колонками с большой мощностью Вы можете пощекотать нервы соседям, но четкого звучания при этом может не быть. Оптимальный вариант мощности одной колонки – 30 или 40Вт. Больше не нужно.

Тип колонок

Колонки бывают портативные и стационарные. Стационарные колонки размещаются на рабочем месте и находятся в помещение. Портативные колонки можно взять с собой. Как правило портативные колонки используются для ноутбуков или нетбуков. В большинстве случаев, портативные колонки питаются от USB-порта или батареек, а стационарные — от сети.

Для домашнего использования лучше брать колонки средних размеров, высотой от 150мм до 250мм. Иначе, в маленькой коробочке, при большой мощности, звук не будет качественным.

Портативные колонки менее мощные, чем стационарные. Поэтому, размер колонок выбирайте такой, что бы вам удобно было их переносить (помещались в сумку).

Магнитное экранирование

При работе колонок образуется магнитное поле. Это поле может негативно воздействовать на приборы, которые расположены рядом с колонками. Магнитное экранирование не позволяет магнитному полю выйти за пределы корпуса колонки и защищает другие приборы от вредного воздействия. Лучше выбирать колонки с магнитным экранированием .

Дополнительные выходы

На колонке могут располагаться дополнительные гнезда для подключения гарнитуры (наушники, микрофон). Это удобно если на передней панели системного блока нет таких гнезд.

О многом могут сказать технические характеристики колонок. К ним прежде всего относятся:

  • тип колонок (активные или пассивные, открытые или закрытые и т. д.) и фирма-изготовитель;
  • номинальная и максимальная мощности;
  • номинальное сопротивление;
  • чувствительность колонки;
  • диапазон воспроизводимых частот с указанием неравномерности чувствительности;
  • АЧХ колонки;
  • зависимость модуля полного сопротивления от частоты;
  • диаграмма направленности излучения для разных частот;
  • рассеивание, или дисперсия, излучения;
  • коэффициент нелинейных искажений или коэф-фициент гармоник;
  • габариты и масса колонок.

Номинальной называется мощность, при которой ко-лонка воспроизводит звук без превышения заданного уров-ня искажений (к сожалению, очень редко этот уровень указывается в паспортных данных). Иногда номинальную мощность указывают по существующему стандарту DIN. При этом номинальная мощность задается при заданном коэффициенте нелинейных искажений (к сожалению, его значение чаще всего не указывается).

Максимальная мощность — это мощность, с которой колонка может работать, но без каких-либо гарантий качества звучания. Обычно она задается при коэффици-енте нелинейных искажений 10%. Некоторые разработ-чики под максимальной мощностью указывают фактичес-ки пиковую мощность, которую может кратковременно выдержать колонка без повреждения. Эта мощность мо-жет порою на порядок превосходить номинальную, но она является лишь показателем перегрузочной способности колонок, но отнюдь не громкости их звучания (послед-няя, помимо номинальной мощности, существенно зави-сит еще и от чувствительности колонок).

Номинальное сопротивление (иногда его неточно именуют импедансом, т. е. полным сопротивлением) — это активная составляющая импеданса на некоторой, обычно довольно низкой, частоте (чаще всего 1000 Гц), далекой от частоты резонанса. Практически номинальное сопротивление определяется сопротивлением НЧ-динамика на постоянном токе, сопротивлением катушек его фильтра и подводящих проводов.

Чувствительность колонки (или ее отдача) измеряет-ся так же, как у излучателей — т. е. это звуковое давление в децибелах, при мощности 1 Вт (или напряжении на входных зажимах колонки, соответствующем мощности в 1 Вт) и на расстоянии от колонки 1 м. Это очень важный параметр колонок — чем выше чувствительность, тем громче звук от колонок при заданной мощности подводи-мого к ним сигнала. К сожалению, чем шире диапазон частот излучаемых звуковых колебаний, тем ниже чув-ствительность колонок (к счастью, далеко не всегда).

Диапазон воспроизводимых частот задается мини-мальным и максимальным значениями для полосы час-тот, которые воспроизводит колонка при указании задан-ной неравномерности (в децибелах). В последнее время обычно указывают предельный диапазон частот (Frequencyrange) при заданном спаде отдачи колонки на граничных частотах диапазона и номинальный диапазон частот (Frequencyresponse) - при существенно меньшем спаде (обычно 2—3 дБ). Иногда указывают не спад, а неравно-мерность АЧХ колонки (т. е. на граничных частотах допускается и подъем АЧХ).

АЧХ колонки — это зависимость создаваемого ею звукового давления от частоты. Для снятия АЧХ исполь-зуется звуковой генератор с мощным высококачествен-ным усилителем, возбуждающим колонку, и измери-тельный микрофон, расположенный на главной оси излучения колонки. Испытания проводят в специальной акустической камере и в обычной комнате. Так что нередко приводятся АЧХ для этих двух случаев. Лишь для самых высококачественных колонок АЧХ приводят-ся в их паспортах.

О зависимости модуля полного сопротивления от частоты уже говорилось. Эта зависимость определяет условия работы усилителя — многие усилители «не лю-бят», когда модуль полного сопротивления резко возрас-тает. На ВЧ рост модуля устраняют применением специ-альных корректирующих цепей. В последнее время для снятия зависимости модуля полного сопротивления от частоты применяют возбуждение колонок так называ-емым белым шумом — шумовым сигналом с равномерным спектром. Ток возбуждения измеряется с помощью ана-лизатора спектра, дающего на экране график зависимости модуля полного сопротивления от частоты.

Диаграмма направленности — зависимость звукового давления от угла расположения слушателя (или измери-тельного микрофона) относительно главной оси излуче-ния. Различают диаграммы направленности в горизонтальной плоскости и в вертикальной. Диаграмма направленности зависит от частоты сигнала — обычно чем выше частота, тем уже диаграмма направленности. Этот параметр, как прави-ло, в технических характеристиках колонок не указывается ввиду сложности измерений и их сильной зависимости от окружающей колонки обстановки.

Вместо диаграммы направленности нередко указыва-ют другой - рассеивание, или дисперсию, излучения. Это угол в горизонтальной или вертикальной плоскости, на который отклоняется ось прослушивания относительно главной оси при ослаблении отдачи на заданную величину (чаще всего —2 дБ у высококачественных колонок).

Коэффициент гармоник — это выраженное в процентах отношение амплитуды задан-ной гармоники к амплитуде первой гармоники при задан-ном звуковом давлении (чаще всего 95 дБ) звуковой колонки и на заданной частоте (или в заданном диапазоне частот). Но и этот параметр указывается лишь для дорогих и особо высококачественных звуковых колонок.

Габариты колонок обычно задаются в миллиметрах или сантиметрах (для высоты, ширины и глубины ящика колонки). Масса, как обычно, указывается в килограммах. Нередко в характеристиках колонок указывают диаметр диффузоров излучателей, но вряд ли эти данные имеют для конечного пользователя какое-либо значение, не считая чисто познавательного. Дело в том, что далеко не всегда НЧ-динамик с большим диаметром диффузора (300—400 мм) лучше динамика современной конструкции с диаметром диффузора всего 150—200 мм.