Таблица КБМ

Для расчета стоимости обязательной для автомобилистов страховки в России применяются специальные повышающие и понижающие коэффициенты, которые сокращенно называются КБМ. Все эти параметры возведены в специальную КБМ таблицу, которая утверждена законодательством РФ и обязательна для применения всеми страховыми компаниями. Ознакомится с таблицей может и обычный водитель, так он сможет спланировать свои будущие расходы на страхования.

Таблица значений КБМ ОСАГО от РСА

Таблица КБМ

Водитель может вычислить свой КБМ самостоятельно по таблице. Это позволяет ему самостоятельно понять, как рассчитывается КБМ, и узнать перспективы изменений стоимости полиса на будущий и последующие годы.

Мнение эксперта
Мария Скорая
Страховой эксперт
Калькулятор ОСАГО
Таким способом государство регулирует дисциплинированность водителей и стимулирует их вести на дорогах себя более осторожно. Помимо этого, с помощью единой таблицы и установления тарифов, обязательных для всех страховых компаний, государство защищает своих граждан от возможных манипуляций со стороны страховых компаний.

Стоимость полиса ОСАГО в разных компаниях для одного водителя будет одинаковой. Но для разных водителей с отличающимся стажем вождения стоимость страховки будет различной даже в одной компании.

Для удобства вычисления и проверки по базе автоматизированной специальной информационной системе страховщиков Российский Союз Автомобилистов сделал удобный калькулятор для вычисления класса КБМ. Он точно высчитывает коэффициент с учетом опыта вождения и зарегистрированных аварий. Таблица КБМ от РСА также позволяет водителям посмотреть на себя глазами страховых компаний.

Что такое КБМ

После того, как водитель узнал свой класс КБМ, остается вопрос, как его применять для получения скидки. Для этого нужно понять, что такое КБМ. Дословно аббревиатура расшифровывается как коэффициент бонус малус. Из названия понятно, что этот параметр влияет на увеличение и уменьшение тарифа.

Повышение тарифа подразумевается для неаккуратных водителей, которые неоднократно становятся виновниками аварий на дорогах. Повышение тарифов для них вполне оправдано как со стороны страховых компаний, так и со стороны государства.

Наоборот, уменьшение тарифа происходит, в случае, если водитель за предыдущий год не произвел ни одной аварии. Такие ответственные водители будут желательными клиентами для страховых фирм. Государству также выгодно поощрять своих граждан за дисциплину. Поэтому страховая премия для них будет из года в год уменьшаться.

Больше всего влияет на увеличение или уменьшение тарифа последний год. Но безаварийное вождение в течение нескольких лет подряд также поощряется. Так водитель, который в течение 10 лет не сделал ни одной аварии будет оплачивать минимальную страховую премию со скидкой в 50%.

Зачем нужна таблица КБМ

Таблица скидок КБМ необходима прежде всего для прозрачности расчетов клиентов и страховых компаний. Благодаря ей пользователь самостоятельно может определить, какую цену ему нужно будет заплатить за страховой полис.

Существует простая таблица КБМ классов водителя. Кроме того, многие сайты, в том числе и РСА, предлагают автоматические онлайн калькуляторы для расчета класса бонуса малуса. Некоторые из них, в частности РСА, пользуются единой автоматизированной системой страховщиков и учитывают физические аварии, которые числятся в этой базе. Таким образом они дают наиболее точное определение класса. Дело в том, что учитываются только те аварии, которые были зарегистрированы и по которым производились выплаты страховой компанией.

Инструкция по использованию и обозначения таблицы

Таблица

Для использования онлайн калькулятора достаточно ввести свои данные, и он автоматически рассчитает класс водителя.

Проверить расчеты можно самостоятельно по таблице. Для расчетов за основу берется текущий класс, он указан в действующем полисе. Для тех водителей, у которых нет опыта вождения, класс устанавливается 3. Коэффициент для них будет 1 КБМ. То есть у них не будет ни скидок, ни повышающих выплат по ОСАГО. Они заплатят первоначально определенную стоимость полиса.

Если у водителя есть опыт вождения, то его нынешний класс определяется относительно количества аварий за прошлый год. Эти значения указаны в четырех правых колонках.

В третьей колонке слева указан размер скидки или повышающего коэффициента. После определения класса можно рассчитывать стоимость ОСАГО.

Классы водителя в таблице КБМ

Всего в таблице существует 15 классов КБМ. Минимальный, самый низкий класс – М, он выдается водителям, которые считаются наиболее опасными. Пользоваться этими классами для расчетов просто.

Приемлемыми считаются классы от 3-го до 13-го. Классы от 2-го до М означают наиболее высокий риск для страховой компании. Их риски для страховой и других участников дорожного движения рассчитываются не только по количеству ДТП, но и относительно опыта вождения. Частое попадание в аварии является и гарантией таких ситуаций в будущем.

Так если водитель с опытом в 1 год сделал за это время сразу две аварии, то он считается весьма опасным и ему присваивается класс М. И, наоборот, если водитель с большим опытом вождения и высоким классом 10 произвел за предыдущий год те же 2 аварии, то он не будет значить сильную опасность для общества. Его класс изменится до 3.

Как класс ОСАГО влияет на скидку

Тарификация по классам рассчитывается по-разному для безопасных и опасных вариантов.

Каждый класс от 3-го до 13-го предполагает уменьшение КБМ на 0,5 и понижение тарифа на 5%. Клиент с классом 13 получает максимальный КБМ и наибольшую скидку в 50%. Но для этого он должен 10 лет управлять автомобилем без единой аварии.

А за понижение класса автолюбителям уже придется заплатить больше. Классы от 3-го до М предполагают существенное увеличение тарифов – от 40% до 145%. Таким образом государство наказывает рублем наиболее агрессивных автолюбителей.

Страховые компании при этом снижают свои риски по возмещению ущерба. Водители же понимают всю невыгодность слишком смелого поведения на дороге и начинают вести себя более дисциплинированно.

Пример расчета КБМ по таблице

Для наглядности работы с таблицей приведены два примера по расчету для водителей с авариями и без таковых.

Пример расчета для водителей без ДТП и аварий.

Водитель прожил свой первый год за рулем без единой аварии. На следующий год его класс изменился с 3-го на 4-й, а скидка на оплату полиса составила 5 процентов. Для расчетов сначала надо определить класс на начало вождения в крайней левой колонке. Это будет класс 3. Затем в правых колонках нужно найти столбик с нужным количеством аварий – 0. На пересечение этих показателей будет стоять класс на следующий год – 4.

Если и следующий год водитель проведет без происшествий, то его статус повышается уже до 5-го класса, а скидка будет составлять 10%.

Пример расчета для водителей с ДТП за прошедший год

Для начала нужно определить класс водителя за прошедший год. Для наглядности его можно взять из предыдущего примера – класс 5-й за два года безаварийного вождения. Но в текущем году водитель становится виновником одной аварии. Поэтому на следующий год его класс понижается до 3-го и скидок на страховую премию ему не предоставляется. Если же его действия на дороге приведут к двум авариям за год – то его класс понизится до 1 и ему придется платить на 55% больше за услуги страховой компании.

Расчет КБМ при неограниченной страховке

При ОСАГО, по которому предполагается неограниченный доступ водителей к управлению автомобилем, расчет классов происходит по собственнику автомобиля. Если собственник – физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то узнавать свой КБМ по базе РСА можно по фамилии и имени.

Если автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, то данные необходимо определять по ИНН организации. Для расчета самих классов применяется таже таблица, что и для обычной страховки.

Заключение

Наглядные расчеты четко показывают, как осторожное вождение влияет на стоимость ОСАГО, которую приходится оплачивать ежегодно. Как показывает многолетний опыт применения этой системы, такой способ оказался наиболее действенным чтобы заставить водителей соблюдать правила, нежели обычные штрафы и наказания.